Продолжая настоящей статьей исследование проблемы деструктивных отношений, сделаем краткий обзор
зависимого расстройства личности (ЗРЛ) и рассмотрим некоторые нарушения и сложности, возникающие в отношениях с
зависимыми личностями. Под зависимыми личностями мы будем понимать лиц, страдающих ЗРЛ, либо имеющих акцентуации, свойственные данному расстройству личности. Сразу оговоримся, что мы исключаем из предмета нашего рассмотрения наркотики и любые психоактивные вещества, вызывающие аддикцию, и будем говорить лишь о зависимости – по большей части болезненной – от отношений и близких людей.
Основным проявлением данного расстройства личности является покорное зависимое поведение, навязчивое стремление скрыться, убежать, спрятаться от проблем (эскапизм), а также тотальная пассивность и нерешительность. Зависимые люди неспособны самостоятельно принимать важные решения и совершенно не готовы брать на себя ответственность за свою жизнь. Без чужой помощи эти люди совершенно потеряны. Если партнер отсутствует, они это описывают как
черную дыру или холодную пустоту. Они неспособны организовать ни себя, ни свое время.
Зависимый партнер всегда живет интересами другого, заботой о другом, потому что собственные желания и интересы у него отсутствуют (либо они тщательно скрываются). Очень часто человек с ЗРЛ не знает меры в проявлении своих чувств и может своей заботой и «любовью» буквально удушать партнера. Из-за этого партнер постепенно начинает ощущать постоянное нарушение своих границ, испытывать дискомфорт и страдания в отношениях.
Зависимый человек не воспринимает и не выражает свои желания и потребности. Их как бы нет, нет у человека ничего своего, и здесь, как в песне поется: «Я – это ты, ты это я». Можно сказать, что у зависимого человека нет своих границ, нет своей личности, и чужие границы он тоже плохо ощущает.
Одновременно с этим характерным признаком ЗРЛ является паттерн т. н. «тревожной привязанности», который проявляется в постоянных сомнениях у зависимой личности во взаимности, отзывчивости и доверии партнера. Зависимая личность боится, что ее просьбы, возражения или недостаточная покорность и услужливость могут стать причиной того, что партнер ее бросит. Такое извращенное навязчивое убеждение становится одной из причин формирования чрезмерной или патологической зависимости. Расставание с партнером при такой тяжелой форме зависимости сопровождается полной растерянностью, переживанием ощущения беспомощности, никчемности, падением самооценки вплоть до полного разрушения самости. При разрыве отношений у зависимого партнера существует высокая вероятность развития сильной депрессии, а зачастую психоза или совершения суицида.
Единственный мыслимый способ существования зависимой личности – это иметь на своей стороне сильного партнера, который принимает все решения и берет на себя всю ответственность. При этом глубинный страх одиночества разворачивает у зависимой личности целую обойму средств и способов привязать к себе партнера: беременность по залету, возникновение тяжелых болезней, обострение психических заболеваний, возникновение панических атак, депрессии и т. п. Все эти состояния имеют одну цель – вот что бы то ни стало удержать партнера, а зависимая личность пытается сказать: «Разве ты не видишь, как мне плохо? Я пропаду без тебя».