Зависимые отношения через призму зависимого расстройства личности

Продолжая настоящей статьей исследование проблемы деструктивных отношений, сделаем краткий обзор зависимого расстройства личности (ЗРЛ) и рассмотрим некоторые нарушения и сложности, возникающие в отношениях с зависимыми личностями. Под зависимыми личностями мы будем понимать лиц, страдающих ЗРЛ, либо имеющих акцентуации, свойственные данному расстройству личности. Сразу оговоримся, что мы исключаем из предмета нашего рассмотрения наркотики и любые психоактивные вещества, вызывающие аддикцию, и будем говорить лишь о зависимости – по большей части болезненной – от отношений и близких людей.

Основным проявлением данного расстройства личности является покорное зависимое поведение, навязчивое стремление скрыться, убежать, спрятаться от проблем (эскапизм), а также тотальная пассивность и нерешительность. Зависимые люди неспособны самостоятельно принимать важные решения и совершенно не готовы брать на себя ответственность за свою жизнь. Без чужой помощи эти люди совершенно потеряны. Если партнер отсутствует, они это описывают как черную дыру или холодную пустоту. Они неспособны организовать ни себя, ни свое время.

Зависимый партнер всегда живет интересами другого, заботой о другом, потому что собственные желания и интересы у него отсутствуют (либо они тщательно скрываются). Очень часто человек с ЗРЛ не знает меры в проявлении своих чувств и может своей заботой и «любовью» буквально удушать партнера. Из-за этого партнер постепенно начинает ощущать постоянное нарушение своих границ, испытывать дискомфорт и страдания в отношениях.

Зависимый человек не воспринимает и не выражает свои желания и потребности. Их как бы нет, нет у человека ничего своего, и здесь, как в песне поется: «Я – это ты, ты это я». Можно сказать, что у зависимого человека нет своих границ, нет своей личности, и чужие границы он тоже плохо ощущает.

Одновременно с этим характерным признаком ЗРЛ является паттерн т. н. «тревожной привязанности», который проявляется в постоянных сомнениях у зависимой личности во взаимности, отзывчивости и доверии партнера. Зависимая личность боится, что ее просьбы, возражения или недостаточная покорность и услужливость могут стать причиной того, что партнер ее бросит. Такое извращенное навязчивое убеждение становится одной из причин формирования чрезмерной или патологической зависимости. Расставание с партнером при такой тяжелой форме зависимости сопровождается полной растерянностью, переживанием ощущения беспомощности, никчемности, падением самооценки вплоть до полного разрушения самости. При разрыве отношений у зависимого партнера существует высокая вероятность развития сильной депрессии, а зачастую психоза или совершения суицида.

Единственный мыслимый способ существования зависимой личности – это иметь на своей стороне сильного партнера, который принимает все решения и берет на себя всю ответственность. При этом глубинный страх одиночества разворачивает у зависимой личности целую обойму средств и способов привязать к себе партнера: беременность по залету, возникновение тяжелых болезней, обострение психических заболеваний, возникновение панических атак, депрессии и т. п. Все эти состояния имеют одну цель – вот что бы то ни стало удержать партнера, а зависимая личность пытается сказать: «Разве ты не видишь, как мне плохо? Я пропаду без тебя».

ЗРЛ, как правило, диагностируется у женщин и статистически распространено у 1 - 2 % населения. Чаще всего женщины, страдающие ЗРЛ, это жены наркоманов, алкоголиков, социопатов, нарциссов, невыносимо страдающие в отношениях, но не способные принять решение уйти от своего мучителя. Они к ним привязаны намертво и очень часто переживают приступы невероятной тревоги и панического страха остаться одной, быть брошенной. И этот страх настолько аффективно заряжен, что из-за него женщина нередко смиряется с тем, что муж ее бьет, насилует, унижает, изменяет ей, и весь этот кошмар подкрепляется ее искаженным глубинным убеждением: «Уж лучше терпеть все эти мучения, чем остаться одной». Эта ужасная мысль есть своеобразная защита, которая позволяет женщине бесконечно выносить весь этот кошмар. Женщины попадают в такие деструктивные отношения из-за ощущения ими своей нежизнеспособности, переживания страха перед самостоятельным существованием в непредсказуемом мире, испытываемой потребности находиться в подчиненном положении.

Как правило, зависимые женщины находят деспотичных жестоких мужчин, потому что они видят в них сильную личность, человека, который способен взять на себя всю ответственность, обеспечить средствами для выживания, гарантировать безопасность. Но они не понимают, что это всего лишь иллюзия, их фантазия. Очень часто в таких отношениях женщины с ЗРЛ полностью теряют себя, растворяются в партнере до состояния, когда совершенно исчезает чувство собственного Я. Все свои чувства, эмоции, потребности, желания, такие женщины добровольно приносят в жертву своему доминантному мужчине. Кстати, такие женщины часто оказываются жертвами домашнего насилия.

Если человек хочет переложить ответственность за свою жизнь и за свои решения на кого-то другого, то такие люди всегда найдутся. Но к сожалению, такие люди будут не только «причинять» добро, но и эксплуатировать, и издеваться. Часто бывает так, что женщина, страдающая ЗРЛ, попадает в зависимость от мужчины-абьюзера, который использует ее в криминальных целях, заставляет воровать или заниматься проституцией. Увы, тут все может очень легко принять столь печальный поворот. Часто женщины с ЗРС выбирают мужчин значительно старше себя, и в этом неравенство поддерживается еще больше. Такие семьи живут замкнуто и несчастно.

Главным аффектом зависимой личности является тревога — беспокойство из-за возможного разрыва зависимых отношений. Зависимые личности периодически испытывают сильную тревогу, когда чувствуют, что отношения действительно напряженные. Если человек, от которого они зависят, исчезает, они могут погрузиться в тяжелую депрессию, либо может развиться генерализованное тревожное расстройство. С другой стороны, они испытывают радость или эйфорию, когда их зависимые желания удовлетворяются.
ТИПИЧНЫЕ УБЕЖДЕНИЯ ЗАВИСИМОЙ ЛИЧНОСТИ:

  • Я нуждающаяся и слабая, и не могу ничего сделать сама. Я не могу самостоятельно принимать решения. Мне нужны другие люди, чтобы помогать мне принимать решения, или чтобы они принимали решения за меня.
  • Я нуждаюсь в ком-то, кто поможет мне в жизни и защитит меня от проблем в этом мире.
  • Я совершенно бесполезна, когда действую самостоятельно.
  • Самое плохое, что может случиться – меня бросят и останусь одна. Тотальный страх одиночества.
  • Если меня не полюбят, то я всегда буду несчастна.
  • Я не должна говорить и делать ничего, что может обидеть или хоть как-то навредить тому, кто меня поддерживает и помогает мне.
  • Я должна всегда иметь связь с близким для меня человеком. Даже на какое-то короткое время остаться одной невыносимо – невероятно страшно и мучительно.
  • Я должна поддерживать как можно более близкие отношения с человеком, который для меня дорог.
  • Я не могу справляться с проблемами, как это делают другие, я беспомощна, бесполезна, никчемна.

В основе этого расстройства личности лежит глубинный непреодолимый страх одиночества, страх быть покинутой, который затмевает и перечеркивает все.

И именно этот страх определяет основную линию поведения, а по сути жизни, зависимой личности, накладывающуюся на непрекращающиеся фантазии на темы «А что будет, если я останусь в одиночестве?»

Зависимая женщина готова терпеть любые унижения и побои, – главное, не остаться одной.


ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЗАВИСИМОГО РАССТРОЙСТВА ЛИЧНОСТИ

Любое расстройство личности — это способ адаптации, "способ жить", который, с одной стороны, возникает из-за наследственных причин, а с другой — усваивается психикой ребенка как определенный стиль жизни в родительской семье. Дети со слабой нервной системой вероятнее приобретут зависимое расстройство личности. Однако не менее важно и отношение родителей к маленькому ребенку.

Единого мнения о причинах возникновения зависимого расстройства личности нет: психиатры и физиологи говорят об особенностях мозга и наследственности, психоаналитики — о ранних отношениях в семье. Скорее всего, оба этих фактора сочетаются.

Рассмотрим подробнее психоаналитическую версию возникновения расстройства.

Психоаналитики считают, что зависимая личность может развиваться по двум причинам:

Первая причина. Когда родители проявляли чрезмерную заботу о своем ребенке (гиперопека), оберегали его и ограждали от всего, по их мнению, ненужного, опасного, рискованного, решали все за ребенка. Такой образец поведения закрепляется в психике. Тут также имеет значение наличие неразрешенных конфликтов на оральной стадии психосексуального развития, в результате чего у человека сохраняется потребность в опеке и заботе на протяжении всей жизни.

Вторая причина. Она противоположна первой: ребенка бросают, о нем никто не заботится, никому до него нет дела, ребенок переживает мучительные состояния брошенности, оставленности, ненужности, плохости. И тут очень важно иметь в виду, что, к огромному сожалению, таким ребенком в раннем детстве не было пережито чувство защищенности, не был психически усвоен опыт безусловного принятия и заботы, отсутствовала уверенность в том, что есть хотя бы кто-то на его стороне. Все это рождает в ребенке страх быть отвергнутым, страх разлуки, сохраняющиеся на всю жизнь.


ТЕРАПИЯ ЗАВИСИМОГО РАССТРОЙСТВА ЛИЧНОСТИ

Обычно в терапию приходят люди не из-за нахождения в зависимых отношениях, а уже в состоянии острого горя, когда одиночество наступило, когда произошла потеря объекта, случился разрыв близких отношений, когда на этом фоне уже развилась депрессия, алкогольная или наркотическая зависимость.

Никаких медикаментов от ЗРЛ не существует, да и медикаментозное лечение тут не работает в принципе, как со многими расстройствами личности. Зависимое расстройство личности поддается коррекции только в ходе психотерапии, но процесс этот будет довольно длительный и непростой. Психоаналитическая психотерапия подойдет тем, кто хочет более глубоко разобраться в себе, проработать детские травмы и в идеале добиться более серьезных внутренних трансформаций.


Андрей Карпов, психотерапевт, к.ф.н.



Другие статьи