Отто Кернберг о нарциссизме

В начале июня 2018 года ведущий психоаналитик современности Отто Кернберг прочёл в Москве лекцию по дифференциальной диагностике и терапии пограничных расстройств личности (ПРЛ). Значительно время лекции классик психоанализа посвятил исследованию нарциссизма. Как проявляет себя нарцисс, в чём его трагедия, лечится ли это расстройство личности, и может ли он измениться и научиться любить? Ответы на эти и другие вопросы вы найдёте в предлагаемой вашему внимаю статье.
«Здоровый» нарциссизм

Существует нормальный здоровый нарциссизм, построенный на поддержании самоуважения и способности получать удовольствие от жизни. Эта функция поддерживается Я-концепцией и хорошо интегрированными интернализациями Других. Интегрированный мир и аффективные воспоминания о любящих нас людях поддерживают наше чувство собственного благополучия, а также позволяют чувствовать любовь окружающих в настоящем. И конечно, интегрированная система этических ценностей, именуемая Суперэго, поддерживает наше самоуважение, если мы ведем себя в соответствии со своими ценностями.

Интегрированная и разумная система запретов охраняет нашу самооценку в противовес тем случаям, когда она либо отсутствует, либо слишком ригидна и требовательна, лишая самооценку подвижности. Наша способность наслаждаться жизнью и иметь высокую самооценку поддерживается различными структурами. У всех у нас бывают периоды провала и успеха, все бываем в разных обстоятельствах. А при тяжелых расстройствах способность к гибкой регуляции самооценки падает. От способности к поддержанию самооценки напрямую зависит стрессоустойчивость человека.
Метапсихология нарциссизма

З. Фрейд описывал нарциссизм как либидинальное инвестирование в Я. И так считалось долгое время. Но вот известный французский психоаналитик Андрэ Грин предположил, что нарциссизм поддерживается также за счет агрессивного инвестирования в Я. Суть состоит в интеграции идеализированного и преследующего опыта, негативного и позитивного инвестирования, что расходится с Фрейдовским пониманием нарциссизма как производной исключительно либидинальной инвестиции. В условиях нормального развития ребёнка преобладает позитивный опыт. При наличии патологий в развитии начинает доминировать негативный агрессивный опыт и преследующие агрессивные системы раннего опыта. Интеграция Я ребёнка, формирование его психического аппарата происходит в таких условиях. При самых неблагоприятных обстоятельствах ведущей динамикой такой личности может стать разрушение любых объектных отношений.

Андрэ Грин называл это негативным нарциссизмом, нарциссизмом смерти, ведущим к разрушению связей и даже самоуничтожению. Безусловно, это перекликается с фрейдовским влечением к смерти, можно даже сказать, они идентичны. А. Грин подчеркивал, что в конце жизни Фрейд перестал говорить о нарциссизме и стал писать о влечении к смерти, но не связал эти два концепта.

А. Грин предположил, что в норме у всех нас присутствуют элементы аутоагрессии, которые затмеваются либидинальным нарциссизмом. В неблагоприятных обстоятельствах эти элементы начинают преобладать, что является основой патологического нарциссизма. Что же такое патологический нарциссизм? Фрейд называл нарциссизмом широкий круг понятий, когда говорил о тяжелых психозах, подчеркивая значение ухода от реальности.

Сейчас мы пониманием, что в основе проблемы нарциссизма лежит снижение систем поддержки нормального самоуважения.

Специфическое нарциссическое личностное расстройство, которое сейчас чрезвычайно распространено и протекает довольно тяжело, очень трудно лечится. В 1950-1970 годах возникли дискуссии о природе подобного расстройства, которые обозначили направления терапии. Сейчас мы понимаем его более ясно.

Нарциссическое расстройство проявляется в различных степенях тяжести клинических синдромах. Но есть и общие черты. Они включают:

- грандиозное Я;

- конфликты, связанные с завистью;

- недостаток морально-этической регуляции;

- базовое чувство скуки и пустоты;

- чувство, что внутри всё поломано а в душе огромная дыра.

Грандиозное Я проявляется в ощущении зацикленности на себе, впечатлении, производимом на других, зависимости от восхищения, преувеличенных амбициях и нежелании встречаться с аспектами реальности, не совпадающими с фантазиями о грандиозности. При этом нарциссы периодически страдают чувством неуверенности в себе в сочетании с состояниями полной униженности и ничтожности, и последующим возвратом к грандиозному Я.

В отношении с другими людьми у нарциссов доминирует зависть и обесценивание. Зависть бывает сознательной и бессознательной, она является базовым аффектом при нарциссизме. Зависть, в свою очередь, - производное примитивного аффекта ярости, проявляющегося также в гневе и раздражении. Зависть - это острая неприязнь к другому, у которого есть что-то, что сам человек никак не может получить.

Ярость является реакцией на ощущение того, что на тебя нападают, она является усилием по уничтожению того, что тебе угрожает. Завидуют же чему-то хорошему, и направление зависти состоит в уничтожении чего-то хорошего, что есть у другого, чтобы устранить чувство неприязни. Это также реакция на то, когда тебя дразнят, обещая что-либо, и не давая этого. Следствием зависти являются усилия по тому, чтобы обесценить то, чему завидуют, потому что если этого нет, то и хотеть, и нуждаться больше не в чем. Поэтому зависть разрушительнее чем ярость воздействует на личность. Так как лишает чего-то ценного, хорошего и самой возможности этого желать.

У нарциссов зависть является хроническим чувством и на сознательном и на бессознательном уровне. Суть состоит в том, чтобы обесценить то, в чем человек нуждается. Классическим клиническим примером является сексуальный промискуитет, когда быстро влюбляются, испытывают интенсивное желание, а затем начинают бессознательно обесценивать, что проявляется в разочаровании. Такие люди завидуют тому, чего желают, но получив, сразу обесценивают. Поэтому они ненасыщаемые, жадные и склонные к поведению, эксплуатирующему других. Обесценивание происходит в отношении того, что вызвало бы зависть. Если нарциссическим студентам не удается быть лучшими, они полностью обесценивают тот предмет, в котором это не удается. Или пациент, который так и не научился кататься на лыжах только потому, что у его братьев это хорошо получалось.

Такие пациенты не способны зависеть от других, так как зависимость означает признание ценности другого. Похожим образом они сохраняют дистанцию с терапевтом. Они также проявляют неспособность испытывать эмпатию в отношении других, их эмоциональные реакции довольно пусты и бесцветны. В терапии пациентов с нарциссическим расстройством личности часто возникает негативная терапевтическая реакция, им становится хуже, так как они завидуют способности терапевта помогать и переживают зависимость как унижение, поэтому им также часто становится хуже. Важной чертой становится хрупкость идеализации, как только они получают то, чему хотят подражать, то они сразу стремятся это обесценить. Таким образом, терапевтические отношения и влюбленность у них развиваются похожим образом.

Третья черта - это дефицит системы ценностей, слабость Суперэго, проявляющаяся, допустим, в слабой способности к оплакиванию умерших, в поведении траура и горевания. Нарциссы неспособны оплакивать близких и даже не способны испытывать реакции грусти, у них чередуются вспышки приподнятости, сменяющиеся периодом раздражения, скуки, падением самооценки. И мы имеем дело с культурой стыда вместо культуры вины. Люди, страдающие патологическим нарциссизмом6 бояться совершать противозаконные действия только из опасения, что их поймают и будут судить, а не из-за глубинного чувства вины.

Возможно, их чувство собственного достоинства начинает зависеть от внешних материальных свидетельств, что нормально для детей, но не для взрослых. Роскошные автомобили, модные наряды, дорогие игрушки, статусные вещи предпочитаются ими в гораздо большей степени, чем человеческие качества. Это указывает на отсутствие зрелого Суперэго, а в случае тяжелых расстройств это проявляется в пассивно-паразитических видах общения со склонностью к эксплуатации других, ненадежностью в обязательствах и деньгах, невыполнении договоренностей, либо в асоциальном поведении, причинении вреда имуществу других, садизме сексуальном и отношенческом. К этому добавляется еще и проецирование агрессии вовне, проявляющееся в параноидных тенденциях.

В совокупности сочетание антисоциального поведения, агрессии и параноидных регрессий характеризует синдром ЗЛОКАЧЕСТВЕННОГО НАРЦИССИЗМА. Этот синдром обозначает границу того, что излечимо психоанализом, потому что следующая степень тяжести уже говорит об АНТИСОЦИАЛЬНОМ РАССТРОЙСТВЕ (ПСИХОПАТИИ), которое плохо поддается психоаналитической терапии. Пациенты со злокачественным нарциссизмом часто социально дезадаптированны, поэтому их часто путают с пограничными личностями. Очень многие такие личности с высоким уровнем интеллекта реализуют свое чувство превосходства, выражая антисоциальное и агрессивное поведение, прикрываясь идеологией, базирующейся на превосходстве, агрессии и страхе внешнего нападения, становясь политиками. Так организованы очень многие диктаторы и лидеры экстремистских организаций. В обычных общественных ситуациях такие люди не вписываются в социальный контекст, а эпоха нестабильности - их "звёздный час", и они получают опасную власть.

Четвертой характеристикой является внутреннее ощущение скуки и пустоты, им нужно чтобы их постоянно что-то занимало. Такие люди ищут опасные ситуации и склонны к внешней стимуляции, допустим в форме экстремальных развлечений, многие принимают наркотики, злоупотребляют алкоголем, ведут беспорядочную половую жизнь.
Степени тяжести нарциссического личностного расстройства (НЛР)

Грубо в НЛР можно выделить на три степени тяжести: при первой зона конфликта ограничена локальной ситуацией. Допустим, на работе из-за повышенной конкуренции. На этом же уровне находятся хорошо социально функционирующие индивиды, страдающие хроническим промискуитетом при страхе стабильных интимных отношений. Они хорошо функционируют как плейбои, особенно когда молоды и популярны, а в возрасти пятидесяти лет очень часто попадают в нарциссическую депрессию.

Средний уровень тяжести напоминает классические описания нарциссизма. У них также наблюдаются большие проблемы в любви и работе, а также признаки антисоциального поведения (психопатии).

Выраженная степень расстройства проявляется в пограничном функционировании. Характерна полная неспособность к работе и интимности, с тяжелыми формами антисоциального поведения, генерализованной тревогой и депрессивными эпизодами, криминальным поведением и зависимостями. Мы можем столкнуться либо с тяжелыми случаями промискуитета, либо напротив со случаями выраженного сексуального торможения. Допустим, состоятельный человек, живущий браке с двумя детьми, купил квартиры для всех шести любовниц и все в шаговой доступности от своего дома, и настолько замотался, что это стало угрожать его бизнес-успешности, и он наконец понял, что существует какая-то проблема.

Еще одним осложнением может быть зависимость (созависимость) или паразитизм. Они постоянно эксплуатирует тех, кто может им помочь, или государство. Так, один молодой привлекательный гомосексуалист практиковал походы по барам с поиском богатых спонсоров-любовников. Я поставил ему условие, что он должен устроиться на работу. Он возмутился и отказался проходить терапию.

Выраженным последствием является суицидальность и парасуицидальность, они считают, что могут контролировать жизнь и смерть, поэтому могут убить себя, если жизнь их не устраивает. Нарциссические пациенты часто сами себя калечат, наносят увечья. За этим кроется чувство триумфа над обычными людьми, которые боятся, нарцисс ощущает превосходство от своего саморазрушительного поведения, которое кажется ему геройским.
Структурные изменения при нарциссизме

Нарциссические пациенты обладают, как правило, пограничной личностной организацией с диффузией идентичности. Вторично у них развивается патологическое грандиозное Я, фальшивое селф, состоящее из идеализированных самопрезентаций и представлений о значимых Других, иными словами, содержанием всего того, чему они завидуют. Потребность быть счастливыми и любящими они замещают потребностью в восхищении и признании.

Что касается семей таких пациентов, то их дети часто испытывают неприязнь и зависть к родителям, при том, что дети в таких семьях часто являются источником восхищения, особенно если они способны и красивы. Сформировавшееся грандиозное Я отрицает и проецирует вовне любые неприемлемые аспекты себя, что в конечном счете приводит к мучительному переживанию пустоты и скуки, так как отношения с хорошими объектами не складываются.

Суперэго же нормально не развивается, так как все требования к самоуважению уже инкорпорированы в грандиозное Я (хорошее само по себе, без всяких других, которые это Я оценивают). Суперэго остаются только запреты, поэтому они проецируются вовне и воспринимаются как досадные препятствия, которые можно нарушать.

Переход от нормального нарциссизма к патологическому грандиозному Я делает человека зависимым от внешних подтверждений его значимости, в случае отсутствия которых провоцируются клинические проявления нарциссизма. Жизнь превращается в непрерывную борьбу за поддержание постоянного чувства превосходства, что приводит к нарушению отношений, постоянной уязвимости, одиночеству, и в худшем случае пациент страдает от постоянной агрессии в адрес других и самого себя, проявляющейся в разных формах антисоциального и саморазрушительного поведения или нарциссической депрессии.
Клинические проявления нарциссизма

Существует класс застенчивых и тревожных нарциссов. У них наблюдается присущая им стыдливость, заторможенность, робость, подавленная сексуальность. Но за этим часто скрываются фантазии о грандиозности и величии, и такое поведение служит защитой от ситуаций, когда такие фантазии не поддерживаются окружающими.

Вторым клиническим проявлением является сексуальный промискуитет и неспособность к любви. У мужчин он проявляется в виде комплекса Дон Жуана, у женщин в форме холодных роковых и эксгибиционистских неприступных красавиц. Раньше промискуитет проявлялся в основном у мужчин, сейчас он распространен также и среди нарциссических женщин.

Мужчины-мачо, которые пользуются женщинами, и мужчины, которые презирают таковых и выступают защитниками женской свободы, часто есть проявление одного континуума. У женщин это проявляется в эксгибиционистки демонстрируемой женственности. Такое бывает и у истерических женщин, но нарциссический эксгибиционизм - холодный и переполнен презрением. Герберт Розенфельд выделял "толстокожих нарциссов", хорошо функционирующих социально, но мало способных к эмпатии и сопереживанию. "Тонкокожие нарциссы" чрезвычайно чувствительны к критике, тревожны, колеблются между чувством величия и ничтожности, иногда с параноидными фантазиями в отношении других людей.

Синдром заносчивости и высокомерия проявляется в двух формах. Первая группа ярко и наглядно заносчива и высокомерна, в том числе, и к аналитику. Вторая группа, более пограничная, напротив, характеризуется агрессией во время сессии, они довольно сложно соображают на сессиях (так называемая псевдотупость), и у них очень развито любопытство к личной жизни аналитика. Этот тип заносчивости был описан Уилфредом Бионом.

Также существует форма нарциссизма, при которой наблюдается сочетание нарциссических и мазохистических черт. Нарцисс мазохистической структуры стабилизируют себя в невротических (плохих) отношениях и несчастливых связях. В данном случае характерна уже более пограничная динамика. Арнольд Купер описал такое сочетание, когда пациенты считают себя величайшими страдальцами с одновременным ощущением морального превосходства, с циклическим повторением эпизодов мазохизма, паранойи и агрессии. Этот паттерн у нарциссических мазохистов постоянно повторяется. Следующий тип характеризуется тем, что превращает все отношения в исключительно агрессивные, потому что только такие отношения они способны пережить как настоящие.

Есть также антисоциальная патология и "синдром мертвой матери". Последний был описан Андрэ Грином, это очень редкий и довольно важный синдром. В истории этих пациентов присутствует тяжелая депрессия их матерей в первые годы их жизни. Бессознательно они воспринимают это так, что единственный способ сохранить связь с ней - это внутренне умереть самому. Они предпринимают попытку демонтировать репрезентации других и самих себя, осуществляя т.н. «деобъективацию». Внешне они выглядят вполне успешно социализированными и даже достигают успеха.

Честные, достойные, порядочные люди, но с полным отсутствием интимных отношений, жизнь при этом полностью лишена мотивации, и кажется им бессмысленной. В лечении они сохраняют постоянную холодную доброжелательность, однако весьма трудно выносимую для аналитика. Основой лечения таких пациентов состоит в исследовании коммуникации между ранними значимыми объектами, когда все же удается нащупать чувство ярости за отсутствие любви в столь важный период жизни".

© Отто Кернберг
Другие статьи