Субъективная зрителя.
А если мы смотрим спектакль своими глазами, что, конечно, намного тривиальнее первого варианта, то перед нами неадекватный герой, которого окружают обычные люди (мама, братья, грузчики, соседи, покупатели), коими в каком-то смысле являемся мы сами. Зрители. Мы от души смеемся над ними, над собой…. Но… в чем тогда конфликт, и в чем смысл хаоса в конце спектакля?
Итак, на мой взгляд, этот спектакль – очень свежая, но еще мало освоенная режиссерами идея работать с характером героя как с психотипом.
Дальше «характерности» и внешних атрибутов (заикание, насморк, дзен-сад в уголке) редко кому удается продвинуться. В русской школе театра «переживания» это называется «работа над ролью», которую чаще всего режиссер взваливает на артиста. В данном случае Огарев провел очень внимательный разбор характеров. Он сделал героев смешными, узнаваемыми. Он максимально помог актерам в работе с образами.
Однако внимательное следование некоторым правилам, которые дает нам психология личности и психоанализ, добавили бы действию внутреннюю логику и еще больше апеллировали к эмпатии зрителя.
На мой взгляд, в работе над спектаклем совершена ошибка в сочетании характера и развития героя; развития его ощущений и самого спектакля. И если сейчас нет возможности уточнить какие-то моменты в спектакле, который уже состоялся, и возможно, живет своей жизнью, то существенно важно все-таки говорить о герое, как о социофобе.
В том случае, если авторы хотели рассказать о жизни и чудесном превращении социопата – то снова под удар будет поставлена режиссерская логика и художественная правда. Во-первых, социопаты, (психотики) по своей сути НИКОГДА не прогрессируют в невротическую сторону, а во-вторых они НИКОГДА не вызывают эмпатии. А именно за этими ощущениями мы ходим в театр.
Мне было бы интересно, поговорить с авторами спектакля и спросить, как они объясняют этого героя. Почему в спектакле устроено всё именно так? О чем спектакль? Может быть «ошибки», которые мы здесь обсудили, задуманы и не случайны?