К удовольствию через боль и унижение


Исследование возникновения мазохизма при формировании психического аппарата ребёнка в работах американских психоаналитиков по материалам статьи Арнольда Купера «Нарциссическо-мазохистский характер»[1].

В своей статье[2] известный американский психиатр и психоаналитик, бывший президент Американской психоаналитической ассоциации Арнольд Купер исследует причины возникновения мазохизма, его неразделимого переплетения с нарциссизмом и формирования т. н. нарциссическо-мазохистского характера, как его определяет Купер. Помимо анализа классических трудов Фрейда, касающихся природы мазохизма, в своей статье Купер обращается также к другим авторам, чьи концепции мазохизма показались ему заслуживающими внимания. Среди них американские психоаналитики Чарльз Бреннер и Эдмунд Берглер. В данной статье будут рассмотрены их взгляды на мазохизм.

Купер полагает, что – среди существующего разнообразия формулировок – определение, которое дал мазохизму Чарльз Бреннер (1959), является для него самым авторитетным. [Бреннер] "… определяет мазохизм как

  • стремление к неудовольствию, под которым понимается физическая или психическая боль, дискомфорт и прочие страдания и несчастья, ради сексуального удовольствия, с оговоркой, что либо стремление, либо удовольствие, либо и то и другое скорее являются бессознательными, чем сознательными".

Бреннер подчеркивает, что мазохизм представляет собой принятие болезненного наказания за запрещенные сексуальные удовольствия, связанные с Эдиповым комплексом. Он соглашается с тем, что мазохистские феномены широко присутствуют как в норме, так и в патологии, и выполняют множество психических функций, преследующих такие цели, как соблазнение агрессора, сохранение контроля над объектом и т. п. Бреннер полагает, что формирование мазохистического характера связано с чрезмерным фрустрированием или отвержением ребенка родителями".

Купер также ссылается на работы Эдмунда Берглера (1949, 1961), чей взгляд на мазохизм, по словам Купера, оказал влияние на его мышление. Купер сожалеет о низкой цитируемости Берглера и связывает это с тем, что его идеи оказались чересчур новаторскими с их акцентом на доэдипальный период и первичный нарциссизм при формировании мазохистических структур в психике ребенка.
"Еще в 1949 году Берглер утверждал, что мазохизм является основополагающей составной частью всего невротического поведения, и связал мазохистские радикалы с проблемами нарциссического развития, или развития системы самооценки (самоуважения). Берглер подробно описал предложенную им генетическую схему, из которой возникает психический мазохизм как неизбежный элемент человеческого развития. Вот лишь несколько элементов, которые особенно важны для понимания мысли Берглера:

1. Берглер полагает, что сохранение инфантильной мании величия (мегаломании), или инфантильного всемогущества (мы сегодня сказали бы нарциссизма), имеет первостепенное значение для снижения тревоги, а также служит источником удовлетворения — наравне с поддержанием либидинального удовлетворения. Эта идея не отличается от гипотезы Кохута (1971), выдвинутой много лет спустя.

2. Каждый младенец – с учетом его особенностей – переживает чрезмерную фрустрацию, разочарование и чувство брошенности. Эти разочарования всегда имеют эффект нарциссического унижения, потому что они воспринимаются ребенком как нападение на его всемогущую фантазию.

3. Младенец с яростью отвечает на эту атаку на его всемогущее Я, но в своей беспомощности излить ярость на внешний объект, направляет ее против себя, что в конечном счете ведет к формированию жесткого Супер-эго.

4. Столкнувшись с неизбежными фрустрациями, с опасностью проявления агрессии против родителей, которые все же нужны и любимы, а также переживая боль от агрессии, направленной на себя, младенец тем не менее пытается поддерживать необходимые чувства всемогущества и самоуважения, а, используя термины Берглера, он "либидинизирует", или "подслащивает" свои горькие разочарования. Он учится извлекать удовольствие из неудовольствия ради поддержания иллюзии постоянного, тотального, всемогущего контроля как над самим собой, так и над другим объектом. «Никто не расстраивал меня против моей воли. Я сам расстроил себя, потому что мне это нравится».
Берглер полагал, что существует некоторая врожденная склонность, которая способствует неизбежному и быстрому развитию паттерна удовольствия-в-неудовольствии. Он настаивал на том, что это происходит в самые ранние стадии дифференциации объектов, и, возможно, закрепляется в психике ребенка из-за болезненного переживания им беспомощности, возникающей во время фазы воссоединения (rapprochement) или процесса сепарации-индивидуации, описанного Маргарет Малер (1972).

По мнению Берглера, эти предполагаемые ранние события психического развития способствовали возникновению «клинической картины» психического мазохизма, характеризующегося «оральной триадой», которая состоит из трехэтапной поведенческой последовательности, являющейся парадигматической для мазохистского поведения.

Шаг 1. Через его собственное поведение или через злоупотребления и манипуляции складывающимися внешними обстоятельствами, мазохист бессознательно провоцирует разочарование, отказ и унижение. Он идентифицирует внешний мир с разочаровывающей, отказывающей доэдипальной матерью. Отказ приносит мазохисту бессознательное удовлетворение.

Шаг 2. Сознательно мазохист подавляет знание о собственной провокации и реагирует с праведным гневом и кажущейся самозащитой на отказ, который он сознательно воспринимает, как сделанный извне. Таким образом он отвечает "псевдоагрессией", то есть защитной агрессией, направленной на то, чтобы отречься от своей ответственности и бессознательного удовольствия от пережитого поражения. Шаг 2 представляет собой попытку справиться с чувством вины за запретное бессознательное мазохистское удовольствие.

Шаг 3. После спада часто несвоевременно возникающей и плохо контролируемой псевдоагрессии, не направленной на реальную самозащиту, могут быть спровоцированы дополнительные бессознательно желаемые поражения, а на сознательном уровне мазохист предается жалости к себе с мыслями: «такое случается только со мной». Бессознательно же он испытывает наслаждение от полученного мазохистского отпора.

Эта клиническая «оральная триада», или, как ее называет Берглер, механизм "коллекционирования несправедливости", я думаю, является прекрасным описанием повторяющейся последовательности событий, наблюдаемых почти во всех невротических формах поведения. По мнению Берглера, каждый человек имеет более или менее выраженные мазохистские склонности. Проблема патологии – это вопрос количества".



Андрей Карпов, психотерапевт, канд. филос. наук


__________________________
[1] Перевод цитат из оригинальной статьи мой. – Прим. автор.
[2] Источник: Contemporary Psychoanalysis in America. Edited by Arnold M. Cooper. American Psychiatric Publishing, Inc., 2006 – P. 111–132.

Другие статьи