"Еще в 1949 году Берглер утверждал, что мазохизм является основополагающей составной частью всего невротического поведения, и связал мазохистские радикалы с проблемами нарциссического развития, или развития системы самооценки (самоуважения). Берглер подробно описал предложенную им генетическую схему, из которой возникает психический мазохизм
как неизбежный элемент человеческого развития. Вот лишь несколько элементов, которые особенно важны для понимания мысли Берглера:
1. Берглер полагает, что сохранение инфантильной мании величия (мегаломании), или инфантильного всемогущества (мы сегодня сказали бы нарциссизма), имеет первостепенное значение для снижения тревоги, а также служит источником удовлетворения — наравне с поддержанием либидинального удовлетворения. Эта идея не отличается от гипотезы Кохута (1971), выдвинутой много лет спустя
. 2. Каждый младенец – с учетом его особенностей – переживает чрезмерную фрустрацию, разочарование и чувство брошенности. Эти разочарования всегда имеют эффект нарциссического унижения, потому что они воспринимаются ребенком как нападение на его всемогущую фантазию.
3. Младенец с яростью отвечает на эту атаку на его всемогущее Я, но в своей беспомощности излить ярость на внешний объект,
направляет ее против себя, что в конечном счете ведет к формированию жесткого Супер-эго. 4. Столкнувшись с неизбежными фрустрациями, с опасностью проявления агрессии против родителей, которые все же нужны и любимы, а также переживая боль от агрессии, направленной на себя, младенец тем не менее пытается поддерживать необходимые чувства всемогущества и самоуважения, а, используя термины Берглера, он "
либидинизирует", или "
подслащивает" свои горькие разочарования.
Он учится извлекать удовольствие из неудовольствия ради поддержания иллюзии постоянного, тотального, всемогущего контроля как над самим собой, так и над другим объектом. «Никто не расстраивал меня против моей воли. Я сам расстроил себя, потому что мне это нравится».
Берглер полагал, что существует некоторая врожденная склонность, которая способствует неизбежному и быстрому развитию паттерна
удовольствия-в-неудовольствии. Он настаивал на том, что это происходит в самые ранние стадии дифференциации объектов, и, возможно, закрепляется в психике ребенка из-за болезненного переживания им беспомощности, возникающей во время фазы воссоединения (
rapprochement) или процесса сепарации-индивидуации, описанного Маргарет Малер (1972).