Психоаналитический инструмент в руках режиссёра
Опубликована научная статья психотерапевта Татьяны Гончаровой «Психоаналитический инструмент в руках режиссера».

Смысл исследования — определить условия, при которых профессиональное общение режиссера с актёром будет наиболее плодотворным и наименее травматичным. Должно быть интересно всем — не только людям искусства.

В статье рассказывается простым понятным языком, как устроена психика человеческой личности, как люди делятся на пары, и почему пары разваливаются.

Статью опубликовал Альманах ГИТИСа «Театр. Живопись. Кино. Музыка», включённый Высшей аттестационной комиссией (ВАК) в перечень рецензируемых научных изданий, в которых публикуются основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук.
Материал написан на основе исследования, сделанного во время обучения в магистратуре ВШЭ. Статью можно посмотреть на сайте ГИТИСа.
Аннотация

В статье рассматриваются сочетаемость психотипов актеров и режиссеров и эффективность их взаимодействия при подготовке спектакля, а также определение частоты актерско-режиссерских диад, в которых они переживают негативное взаимодействие. Представлены результаты эмпирического исследования по психодиагностике личности актеров и режиссеров с использованием методов психоанализа с целью выявления приемов профессионального управления отношениями.

Функционирование пары как в личной, так и в корпоративной жизни, подразумевает совокупность многих факторов: конфликт развития, мироощущение, способность справляться с фрустрацией, понимание собственной идентичности, способ объектных отношений и пр. Однако бессознательный конфликт в диаде, внешние проявления которого не приветствуются в обычных рабочих отношениях, может сыграть ключевую роль в театре.

Проекция и перенос в отношениях между актером и режиссером иногда становятся ценной частью творческого процесса. Объект исследования — актерско-режиссерская диада, предмет — структура психики личности актера и режиссера. C помощью дифференциальной диагностики определяется частота формирования актерско-режиссерских диад,
в которых актеры и режиссер в плане их психического здоровья переживают взаимодействие как негативное, а также анализируется структура актерскорежиссерской диады, в которой психика каждого будет наиболее сохранна.
Задачи эмпирической части — разработать схему исследования, которая даст представление о структуре личности каждого респондента и позволит сделать выводы о взаимодействии в паре, выявить, как бессознательные конфликты, в том числе конфликты развития, влияют на создание конструктивной или деструктивной пары, проанализировать влияние внутриличностного конфликта на способы работы диады.

В качестве психодиагностической методики были использованы «Биографическое интервью», авторский опрос, тематический апперцептивный тест (ТАТ) и семантический анализ речи респондентов.
Другие статьи