ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ Теперь я хотел бы рассмотреть некоторые теоретические вопросы, которые были подняты в предыдущих дискуссиях о мазохизме.
Сегодня мало кто сомневается в том, что мазохизм можно объяснить с позиции его защитных и адаптивных функций, не прибегая к первичному влечению. Необычайная легкость, с которой развиваются феномены
удовольствия-в-неудовольствии и их переплетение, наводят на мысль о психическом аппарате, хорошо подготовленном к использованию таких защитных структур, и нет никакой теоретической необходимости апеллировать к первичному инстинктивному мазохизму.
Какова же природа удовольствия при мазохизме? Существует общепринятое понимание того, что мазохистическое удовольствие является таким же, как и любое другое, и что боль, представляя собой неизбежную плату за чувство вины, имеет большое значение для сохранения принципа удовольствия в неизменном виде. Однако, всегда существовала группа аналитиков, включая Рудольфа Лёвенштейна и Эдмунда Берглера, которые настаивали на том, что, как утверждал Лёвенштейн: «…в мазохистском поведении мы наблюдаем бессознательную либидинизацию страдания, вызванного агрессией, происходящей как извне, так и изнутри" (Loewenstein 1957). Принцип действия тут, кажется, такой: «Если ты не можешь их победить, присоединяйся к ним». Проще говоря, можно предположить, что младенец претендует на то, чтобы быть своим, и наделяет как можно большим удовольствием то, с чем ему приходится сталкиваться - будь то болезненные переживания или неэмпатичная, холодная мать. Защитная способность изменять значение болезненного переживания таким образом, чтобы оно воспринималось как эго-синтонное, была также описана Филлисом Гринакром (1960) и Эдит Якобсон (1964) в ряде случаев с младенцами. Гринакр утверждал, что у детей в условиях крайнего дистресса уже во второй половине первого года жизни возникают генитальные оргастические реакции, и что эти ранние явления могут привести к деформациям эго, вызывающим сексуальное возбуждение, возникающее в результате агрессии, направленной на себя. Это схоже с первоначальной формулировкой Фрейда, и я думаю, что мы должны допустить возможность того, что здесь присутствует диалектика избыточного количества, приводящего к изменению качества.
С другой стороны, мы можем задаться вопросом, каковы удовлетворяющие и конструктивные аспекты боли? Мы не оспариваем тот факт, что болезненные разочарования и травмы, которые может наблюдать каждая мать, являются неизбежными спутниками младенчества. Редко бывает, чтобы ребенок в течение 24 часов не проявлял того, что мы, взрослые, воспринимаем как крик или плач, вызванный дискомфортом, фрустрацией или нуждой. Даже самая любящая и искусная мать не в состоянии избавить младенца от этих переживаний. Действительно, существуют веские основания полагать, что ни один ребенок не должен быть избавлен от этих переживаний – в надлежащей дозировке они необходимы. Представляется вероятным, что болезненные телесные, особенно кожные, ощущения являются важными проприоцептивными механизмами, служащими не только для предотвращения повреждений, но и для обеспечения существенных элементов формирующегося образа тела и образа себя в процессе развития. В литературе описано много случаев, обобщенных Робертом Столороу (Stolorow, 1975), когда люди испытывали облегчение от диффузии идентичности, причиняя боль своей коже.
Типичная картина повреждений, наносимых себе пограничными личностями, состоит в том, чтобы в уединении резать или иным образом травмировать себя, испытывая при этом незначительную боль. Затем обычно они демонстрируют эти повреждения своему встревоженному опекуну – будь то родитель или врач – показывая с явным удовлетворением, что они страдают, пребывают в опасности и находятся вне контроля своего опекуна. Серьезной мотивацией для такого поведения является необходимость продемонстрировать свою автономность через способность к нанесению самоповреждений.
Битье головой у младенцев является гораздо более распространенным явлением, чем принято считать, и вполне совместимо с нормальным развитием, и, я полагаю, служит одним из обычных болезненных способов достижения необходимой и удовлетворяющей самоидентификации. Кожные ощущения всех типов, и в особенности умеренно болезненные, являются распространенным приемом установления собственных границ.